-

Ad fontes: о воспитательном процессе и Концепции Новой украинской школы

11 листопада 2019
826
Середній бал: 5 із 5

Учителя новой школы уже освоили десятки часов курсов, чтобы стать агентами изменений. Что осталось? Разве что небольшой тест Концепции Новой украинской школы. Ad fontes - к источникам, чтобы понять Новую украинскую школу

Новая украинская школа — это главная реформа общего среднего образования МОН Украины во главе с Министром Лилией Гриневич.

Штатний розпис — 2020

Содержание статьи:

Основная цель - создать школу, где приятно учиться, где дети не только получают знания, но и умеют их применять в жизни.

Специальные подборки

К тому же, НУШ приятно посещать:

  • учителям - ведь они мотивированы профессионально, обладают свободой творчества и академической свободой, больше моделей повышения квалификации, получают материальное стимулирование — надбавку за добровольную независимую сертификацию​;
  • ученикам - здесь прислушиваются к их мнению, учат критически мыслить, не боясь высказывать собственное мнение, быть ответственными гражданами​;
  • родителям, которые полагаются на сотрудничество со школой и взаимопонимание.

Первую версию ►  «Концептуальных основ реформирования среднего образования» МОН обнародовало 17.08.2016, после этого состоялась презентация

В конечном счете после общественного обсуждения Коллегия МОН на заседании 27 октября 2016 года одобрила Концепцию Новой украинской школы

Что такое Концепция Новой украинской школы

Слово «концепт» — калька с латинского «conceptus» (понятие), от concipio - собирать, впитывать в себя, представлять, воображать, формулировать, образовывать и т.п.

Собственно текст Концепции НУШ доступно объясняет идеологию изменений в образовании, заложенных в новый Закон об образовании.

 

В презентации Концепции «Новая украинская школа: Пространство образовательных возможностей» было представлено понимание:

Структура Концепции НУШ

  • ФОРМУЛА НОВОЙ ШКОЛЫ
  • содержит 9 ключевых компонентов, объясняющих сущность НУШ
  • ребенку недостаточно только дать знания, важно еще научить пользоваться ими
  • знания и умения, взаимосвязанные с ценностными ориентирами ученика, формируют его жизненные компетентности, необходимые для успешной самореализации в жизни, учебе и труде
  • ПЕДАГОГИКА ПАРТНЕРСТВА
  • каждый ребенок — неповторимый, наделенный от природы уникальными способностями, талантами и возможностями
  • миссия новой украинской школы — помочь раскрыть и развить способности, таланты и возможности каждого ребенка на основе партнерства между учителем, учеником и родителями
  • МОТИВИРОВАННЫЙ УЧИТЕЛЬ
  • новой школе нужен новый учитель, который станет агентом перемен
  • предусмотрен ряд стимулов для личностного и профессионального роста, чтобы вовлечь в профессию самых лучших
  • ОРИЕНТАЦИЯ НА УЧЕНИКА
  • НУШ будет работать на основе личностно-ориентированной модели образования
  • школа будет максимально учитывать права ребенка, его способности, потребности и интересы, на практике реализуя принцип ребенкоцентризма
  • ВОСПИТАНИЕ НА ЦЕННОСТЯХ
  • НУШ будет формировать ценностные отношения и суждения, служащие базой для счастливой личной жизни и успешного взаимодействия с обществом
  • НОВАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЫ
  • реформа предусматривает существенное изменение структуры средней школы, чтобы можно было максимально учесть физические, психологические, умственные способности ребенка каждой возрастной группы
  • АВТОНОМИЯ ШКОЛЫ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
  • свободного человека может сформировать только свободная личность
  • новая школа будет иметь широкую автономию
  • СПРАВЕДЛИВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И РАВНЫЙ ДОСТУП
  • в новой школе публичные финансы будут распределять прозрачно, чтобы можно было отслеживать результаты образовательных инвестиций

Что представляет из себя структура НУШ

видеопояснение

Цель и основные компоненты Концепции Новой украинской школы

Основное задание учителя Новой украинской школы:

  • организовать компетентностное обучение (не знание ради знаний, а умение их применять в реальной жизни; не знать, а уметь пользоваться знаниями)
  • обеспечить интегрированность содержания (внутрипредметную и межпредметную) на основе ключевых компетенций - не путем механического объединения предметов, а через приближение содержания образования к сенситивным периодам обучения, особенностям восприятия новой информации и т. п.

Компетентностный подход — это мостик, объединяющий школу с реальным миром и теми потребностями, которые ставит перед человеком жизнь, способный обеспечить жизненный успех в обществе знаний.

Компетентность — это динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяющая способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность.

Ключевые компетентности НУШ

Основные компетентности определены в:

  • Рекомендациях Европейского Парламента и Совета Европы «Об образовательных компетенциях для обучения в течение жизни» от 18.12.2006 (т.н. Европейские эталонные рамки)
  • Концепции «Новая украинская школа»
  • Законе Украины «Об образовании».

Обратите внимание!

Европейские эталонные рамки (англ. European Reference Framework) определяют 8 компетентностей:

  • общение на родном языке
  • общение на иностранных языках
  • знание математики и общие знания в области науки и техники
  • навыки работы с цифровыми носителями
  • обучение ради получения знаний
  • социальные и гражданские навыки
  • инициативность и практичность
  • понимание и самовыражение в сфере культуры.

В Законе об образовании обозначены 11 компетентностей ученика НУШ.

Все компетенции считаются одинаково важными, поскольку каждая из них способствует успешной жизни в обществе, основанном на знаниях.

 

Обучение и воспитание в Новой украинской школе

Обучение в НУШ, ее ценностно-мировоззренческая доминанта основывается на постулатах:

  • педагогики партнерства
  • позитивной психологии
  • философии ребенкоцентризма.

Ребенкоцентризм

Основной в образовательном процессе является ориентация на потребности ученика.

Ребенкоцентризм в истории воспитания — это педагогическое течение, основанное на особом подходе к воспитанию ребенка. Самое полное фундаментальное теоретическое осмысление ребенкоцентризма совершил мыслитель и основатель новой педагогической системы Ян Амос Коменский. Он отмечал, что поскольку человек является частью природы, то и развивается он по законам, общим с природой, а значит, и учебно-воспитательный процесс должен строиться в соответствии с этими законами.

Личностно-ориентированная модель образования

В центре обучения в НУШ - личность ученика, его:

  • потребности
  • мотивы
  • предыдущий опыт
  • способности
  • активность
  • интеллект
  • индивидуально-психологические особенности
  • ценностные ориентиры.

Обратите внимание!

Поскольку обучение является антропоцентрическим по цели, содержанию и формам организации, то все методические решения проистекают из личности обучающегося.

Личностно-ориентированная модель образования предусматривает создание условий для развития личности:

  • гармоничной
  • морально совершенной
  • социально активной
  • профессионально компетентной
  • саморазвивающейся.

Задача учителя в таком случае - координировать и направлять деятельность учащихся на:

  • формирование коммуникативных и учебно-познавательных потребностей
  • выработку обобщенных способов и приемов учебной деятельности
  • постановку и самостоятельное решение конкретных учебных  задач (познавательных, исследовательских, преобразовательных, проектных и др)
  • усвоение новых знаний
  • совершенствование умений во всех видах деятельности и т.п.

 

Обзор Концепции НУШ
в 
«Руководстве для учителя»

logo