НУШ и инновационные технологии в начальной школе

10 січня 2020
2947
Середній бал: 5 із 5

Наметим современные педагогические технологии, выделенные в Концепции Новой украинской школы для применения в начальной школе

Інновації в освітній діяльності

Бурные перемены в жизни человечества в XXI веке заложили основы принципиально новой формации общественных отношений — информационного общества.

Высокие технологии, интернет, глобализация и множество других неизвестных ранее явлений и процессов окружающей действительности порождают новые вызовы и в системе образования — отрасли, которая в наибольшей степени и быстрее всех должна реагировать на подобные вызовы.

Современная украинская система образования не впервые находится на пути своего коренного реформирования и оптимизации. Концепцией Новой украинской школы и нового Закона об образовании определяются ключевые принципы глобальной реформы образовательной сферы, которая стартовала в этом году именно с начального звена.

Вновь, как и ранее при проведении предыдущих образовательных реформ, изменения во всей системе начинаются именно с начального звена, и «начинающие» учителя первыми попадают под удар новых требований, вызовов и изменений.

Что же ждет учителей начальных классов в контексте возможностей применения ими передовых педагогических идей, инновационных технологий и методик обучения в начальном образовании? Прежде чем ответить на этот вопрос, отметим ключевые аспекты деятельности начинающих учителей в свете требований и рекомендаций Новой украинской школы.

Технологии Новой украинской школы

Первый аспект

Четко определены факторы обеспечения качества начального образования

  • все учащиеся младшего школьного возраста обязательно должны быть охвачены обучением
  • в своей работе учителя начальных классов должны внедрять технологии и методики личностно ориентированного, компетентностного и интегрированного обучения, воспитания и развития учащихся
  • методики и техники обучения должны быть высокотехнологичными
  • постоянный мониторинг и психологическое сопровождение образовательного процесса в 1-4 классах

Второй аспект

Концепция НУШ определяет миссию начальной школы как

  • всестороннее развитие личности ребенка с учетом потребностей ее возраста и психофизиологических особенностей
  • формирование у ребенка общечеловеческих ценностей морали, этики и культуры
  • развитие компетентностей и социальных и жизненных навыков, которые обеспечат ребенку возможность в дальнейшем жить в социуме и учиться в основной школе

Третий аспект

В Концепции НУШ определены ключевые составляющие ее парадигмы

  • воспитание, которое красной нитью проходит через весь образовательный процесс
  • реальная автономия и самоуправление школы
  • педагогика партнерства между участниками образовательного пространства школы
  • ребенкоцентризм, или ориентация на потребности учащегося
  • равный доступ всех учащихся к качественному начальному образованию

Четвертый аспект

Концепция НУШ заложила ключевые принципы нового Государственного стандарта начального образования

  • презумпция талантливости ребенка — любой ребенок имеет право на получение начального образования без ограничений и притеснений
  • ценность детства — признано право ребенка на обучение с помощью игры и других методов
  • радость познания — организация образовательного процесса посредством исследовательской и проектной технологии таким образом, чтобы приносить радость ребенку
  • развитие личности — формирование самостоятельного и независимого мышления учащихся вместо системы ненужных знаний
  • здоровый образ жизни
  • безопасность учащихся

Пятый аспект

Деление системы начального образования на циклы

І цикл — 1–2 классы

► организация образовательного процесса на интегрированно-предметной основе с преобладанием игровых методов

ІІ цикл — 3–4 классы

► организация образовательного процесса на интегрированно-предметной основе

Учитывая вышеизложенное, учитель начальных классов имеет право и возможность свободно выбирать любые эффективные и рациональные, по его мнению, методы, приемы и технологии обучения учащихся. И все же Новая украинская школа рекомендует в качестве ключевой для применения именно предметную интеграцию, то есть технологию интегративного обучения на основе синергетического подхода к образовательному процессу.

Именно интеграция в изучении учебных дисциплин, по мнению специалистов, больше всего будет способствовать эффективности образования в начальной школе.

Интегрированное обучение — современная педагогическая технология

В современной педагогической науке интегрированное обучение трактуют как комплексный подход к образовательному процессу и непосредственно к уроку или его части без разделения на отдельные дисциплины. Во всем цивилизованном мире технология интегрированного обучения является необходимым условием для предоставления качественного образования.

В Государственном стандарте начального образования интегрированный подход и собственно интегрированная компетентность ученика определяются как возможность и способность ученика применять знания, умения, навыки и способы деятельности для решения самого широкого круга проблем, относящихся к определенным отраслям и отдельным учебным предметам. Исходя из такого определения, образовательный процесс в начальных классах рассматривают сквозь призму общей картины, а не делят на отдельные дисциплины.

Стоит заметить, что теория интегрированного обучения давно принята на вооружение педагогами, но до сих пор ей не придавали такого значения и не уделяли такого внимания. Интегрированные уроки скорее были приятным исключением, а не общим правилом деятельности педагога, особенно в младших классах.

Сегодня, если учитывать высокую результативность интегративного подхода к образовательному процессу в мире, существует необходимость активного применения интеграции в наших школах.

Интегрированный подход наиболее целесообразен в начальном образовании, так как он применим в нескольких вариантах интеграции:

  • в пределах одной учебной дисциплины, когда учитель объединяет на одном уроке изучения нескольких разнотипных тем или разделов;
  • в пределах нескольких родственных дисциплин: например, темы по родному языку и литературе, математике и информатике, естествознанию и «Я в мире»;
  • в пределах разноплановых и разнонаправленных дисциплин (этот вид интеграции самый тяжелый, но и самый эффективный).

Часто возможен вариант интегрированных уроков, которые проводятся одновременно двумя или более учителями, поскольку разные предметы в начальном звене образования могут преподавать разные педагоги. Для этого требуются дополнительные усилия в отношении синхронизации работы на уроке и алгоритма их общих или раздельных действий с учениками.

Технология формирования критического мышления

Очень близкой к интегрированному обучению по своей сути является технология формирования критического мышления в начальных классах (в первую очередь — на уроках родного языка и чтения). Она обязывает к:

  • ведению дискуссий и участию в них всех учеников класса;
  • выявлению собственного мнения ученика;
  • согласованию новой информации с уже изученной;
  • обучению учащихся умению критически рассуждать на основе уже изученного;
  • умению сочетать коллективную и индивидуальную работу.

В среде педагогов-практиков эту технологию прежде всего связывают с двумя различными методами:

  • «Мозговой штурм»
  • общая дискуссия с продуцированием максимального количества идей по решению проблемы, обозначенной учителем, и их фиксацией
  • нет вопросов, доступны все детские идеи, учащиеся вспоминают всё из прошлых тем — ключевые преимущества метода
  • «Ассоциативный куст (гронирование)»
  • предполагает не высказывание идей и информации из прошлых тем, а представление образов, эмоций, чувств, связанных с предметом обсуждения
  • речь идет о стимулировании ассоциативного мышления

Учитель записывает ключевое слово на доске (например, «весна»), а дети озвучивают свои ассоциации по этому поводу: птицы прилетели, солнышко, снег растаял, тепло, цветы расцветают, весело — и тому подобное. Когда запас слов исчерпывается, учитель предлагает установить связи между словами, подчеркивая, что не существует правильных или неправильных ассоциаций — все они индивидуальны. Так происходит переход к изучению новой темы, написанию сочинения, контрольной работы и т.п.

 

Другие технологии обучения НУШ

В образовательном процессе в 1-4 классах широко применяются игровые технологии.

Новая украинская школа также рекомендует к применению:

  • ИКТ-технологии — посредством демонстрации и собственной работы на интерактивной доске, с ноутбуком, смарт-телевизором с прослушиванием через наушники и т.д., чтобы активизировать память и мыслительные процессы учащихся;
  • парно-групповые технологии;
  • технологии личностно ориентированного обучения;
  • авторские технологии известных мастеров педагогического труда;
  • технологии уровневой дифференциации и другие.

Все они при оптимальном применении и сочетании способны значительно усилить эффективность образовательного процесса в начальном звене и получить достойный результат в виде комплекса не знаний, умений и навыков, а компетентностей, необходимых для жизни и дальнейшего обучения младших школьников.

logo