Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием

21 жовтня 2019
462
Середній бал: 5 із 5

Как трансформировалось понимание преемственности между дошкольным и начальным образованием

МОН: як завершити навчальний рік та зарахувати учнів

Форми здобуття освітиСкачати лист МОН

Одним из приоритетов МОН остается переориентация системы образования на потребности человека. Все граждане должны уметь учиться в течение жизни и иметь доступ к качественной системе образования — на это должны быть направлены усилия специалистов и чиновников в сфере образования.

Последовательное получение образования возможно при условии соблюдения принципов перспективности и преемственности между смежными звеньями образования — в частности между дошкольным и начальным, начальным и средним.

Преемственность — это дидактический принцип обеспечения предпосылок к школьному обучению. Суть преемственности как общепедагогического метода: педагоги помогают ребенку подготовиться к обучению в школе без негативных последствий для его психики.

За время реформирования общего среднего образования была обновлена структура и было изменено содержание образовательного процесса. Все более насущным становится вопрос обеспечения целостного развития личности на всех уровнях образования.

Целостность между дошкольным и начальным образованием

Новая украинская школа определяет построение образования на всех его звеньях с максимальным учетом индивидуальных особенностей (физических, психологических, интеллектуальных) каждого ребенка независимо от его возрастной группы.

Формула успешной Новой украинской школы содержит следующие ключевые компоненты:

 

Компонент

Суть

  • новое содержание образования

► формирование компетентностей, которые будут нужны ребенку для успешной самореализации в обществе

  • сквозной процесс воспитания

► формирование социально-нравственных ценностей

  • педагогика партнерства

► партнерство между учениками, учителями и родителями

  • ребенкоцентризм

► ориентация образования на нужды ученика в образовательном процессе

  • новая структура школы

► усвоение нового содержания и формирование необходимых жизненных компетентностей

► условия, средства и технологии, необходимые для обучения учащихся, работников сферы образования и родителей как в учебном заведении, так и за его пределами

В конце концов, принципы построения дошкольного и начального образования в условиях реформирования общего среднего образования в рамках Концепции Новой украинской школы имеют много общего.

Принципы построения дошкольного и начального образования:

  • гуманизм как проявление уважения к личности — доброжелательное, заботливое отношение к детям без принуждения и насилия;
  • учет возрастных особенностей детей и достижений предыдущего этапа развития;
  • признание самостоятельной ценности каждого возрастного периода;
  • ориентация на индивидуальные склонности, интересы, темпы развития детей;
  • создание условий, комфортных для:
  • развития познавательных и психических процессов у детей, их направленности на активность в социуме;
  • осознания мотивов собственного поведения;
  • позитивной самооценки;
  • обеспечения самоуважения и вежливого отношения к другим;
  • обеспечение реализации возможностей и способностей ребенка.

Ключевые компетентности ученика начальной школы

Компетентности ученика, определенные в Госстандарте начального образования:

  • свободное владение государственным языком, способность ребенка общаться на родном и иностранных языках;
  • математическая компетентность;
  • компетентности в естественных науках, технике и технологиях;
  • инновационность;
  • экологическая компетентность;
  • информационно-коммуникационная компетентность;
  • культурные, гражданские и социальные компетентности;
  • предприимчивость и финансовая грамотность;
  • обучение в течение жизни.

Важно!

Указанные компетентности ученика НУШ должны формироваться на почве компетентностей, заложенных еще в дошкольном возрасте.

Ключевые компетентности ребенка дошкольного возраста

Компетентности, которые должны сложиться на этапе дошкольного образования:

  • здоровьесберегательная;
  • коммуникативная;
  • предметно-практическая;
  • игровая;
  • сенсорно-познавательная;
  • естественно-экологическая;
  • художественно-продуктивная;
  • речевая;
  • социальная;
  • личностно-оценочная.

Основные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста должны быть сохранены и содержательно дополнены в младшем школьном возрасте. Среди основных направлений развития старших дошкольников:

  • общение;
  • игра;
  • движение;
  • познание;
  • хозяйственно-бытовая деятельность;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • конструирование;
  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;
  • пение;
  • слушание музыки;
  • хореография;
  • театрализация.

Сохранение основных направлений развития будет способствовать постепенному переходу к процессу обучения как к новому виду деятельности в первом (адаптационно-игровом) периоде начального образования. Вместе с тем целью этой деятельности должны быть:

  • развитие различных видов активности у детей;
  • постоянная творческая самореализация;
  • формирование новых компетентностей.

Сквозные умения ученика

Сквозные умения ребенка, которые являются общими для развития ключевых компетентностей:

  • чтение с пониманием;
  • выражения мнения (устно и письменно);
  • системное и критическое мышление;
  • способность логически обосновывать позицию;
  • инициативность;
  • творчество;
  • управление эмоциями;
  • конструктивное оценивание рисков;
  • решение проблем и принятие решений;
  • сотрудничество с другими.

Основой развития ключевых компетентностей детей в начальной школе являются базовые качества личности, приобретенные в дошкольном возрасте. К последним относятся:

  • любознательность;
  • наблюдательность;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • ответственность;
  • отзывчивость;
  • отсутствие ограниченности;
  • креативность;
  • межличностная положительная коммуникация и другие.

В период от пяти до шести (семи) лет у детей происходят целостные изменения личности, в ходе игровой деятельности формируются начальные компетентности, способствующие переходу к новому этапу развития в других социальных ситуациях. Главной задачей для старшего дошкольного возраста является формирование и развитие личностных качеств ребенка.

УДО и школа:
преемственность как ключевой элемент взаимосвязи

Начальная школа, опираясь на приобретения дошкольного детства, должна обеспечить дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие.

В начальных классах дети укрепляют:

  • ценностное отношение к родному краю, государству, украинской культуре;
  • способность к критическому мышлению и творческому самовыражению;
  • бережное отношение к здоровью и т.д.

Возьмите на заметку!

Формирование нового ведущего направления деятельности (в частности, учебного) в каждом из периодов развития ребенка не означает отказа от направлений, которые были ведущими на предыдущем этапе.

Образовательный процесс в начальной школе (в соответствии с положениями нового Государственного стандарта начального образования) организуют по циклам с учетом возрастных особенностей физического, психологического и умственного развития детей 6-10 лет.

Циклы начальной школы

  1.  

► адаптационно-игровой

► 1–2 классы

  1.  

► основной

► 3–4 классы

Такая цикличность будет способствовать постепенному, психологически комфортному переходу ребенка от игры к учебе, которые являются ведущими видами деятельности дошкольного и младшего школьного возраста.

Обеспечивая преемственность и перспективность в работе УДО и начальной школы, можно создать условия для всестороннего гармоничного развития инициативной, компетентной и самодостаточной личности на первых смежных звеньях системы непрерывного образования.

Перспективность и преемственность между УДО и начальной школой: суть реализации

Реализация принципов перспективности и преемственности в учреждениях дошкольного и начального образования заключается в обеспечении единства, взаимозависимости и согласованности целей, содержания, форм и методов организации образовательного процесса:

  • учителя начальных классов должны быть хорошо осведомлены об особенностях образовательных программ, методов и приемов развития, обучения, воспитания детей старшего дошкольного возраста, применяемых в учреждениях дошкольного образования;
  • воспитатели старших групп должны быть ознакомлены с образовательными программами и технологиями обучения начальной школы.

Это необходимо для того, чтобы избежать ситуаций форсирования или, наоборот, искусственного замедления естественного темпа развития детей.

Кроме того, содержательную и технологическую составляющие образовательного процесса в УДО и начальной школе целесообразно согласовывать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Элементы учебной деятельности:

  • учебные интересы;
  • учебные действия.

Элементы учебной деятельности формируются у детей старшего дошкольного возраста благодаря:

  • учебно-познавательной деятельности, специально организованной взрослыми (учебные занятия);
  • любым другим, специфичным для детей той или иной возрастной группы, видам детской деятельности, осуществляемой в УДО.

Так обеспечивается успешное приобретение новых компетентностей.

В свою очередь обучение в начальной школе призвано не просто обеспечить взаимосвязь сформированных компетентностей с учебной программой, но и расширить, углубить и усовершенствовать ранее полученные знания, умения и навыки, сформированные ценностные отношения, приобретенный опыт.

Связь содержания дошкольного и начального образования

Чтобы обеспечить преемственность детского сада и школы, важно установить прочную связь между содержанием дошкольного и начального образования.

В чем заключается эта связь? — В последовательной и постепенной реализации предусмотренных программ обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, а затем и образовательной программы для учеников 1 класса начальной школы.

Возьмите на заметку!

Обучение ребенка письменной речи — чтению, письму — согласно положениям Государственного стандарта начального образования является задачей начальной школы.

В то же время недопустимо искусственно замедлять индивидуальный темп развития ребенка, не удовлетворяя при этом потребности старших дошкольников.

Комплексные программы развития детей старшего дошкольного возраста

Содержание учебной работы с детьми старшего дошкольного возраста реализуется в соответствии с действующими комплексными программами обучения, воспитания и развития, рекомендованными МОН, которые ориентируют воспитателей на формирование индивидуальной личности ребенка, раскрытие ее творческой направленности и развитие потенциальных возможностей.

Одной из таких программ является программа «Уверенный старт» (в новой редакции).

Главные задачи, которые планируется решить с помощью обновленной программы «Уверенный старт»:

  • уравновешивание различных направлений развития личности ребенка с сохранением ее целостности;
  • обеспечение закладки фундамента успешности ребенка посредством его деятельностной самореализации в условиях новых социальных ситуаций развития;
  • построение новейшей удобной системы методического сервиса для педагогов и родителей.

Материалы программы образуют эффективный комплекс образовательных, развивающих, воспитательных функций и содержательных направлений организации жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста в пределах их возрастной компетентности.

Возьмите на заметку!

Выбранную образовательную программу принимают ежегодно в августе решением педагогического совета УДО.

logo